porokh: (Default)
[personal profile] porokh
Прочитал сегодня новость про отставку министра обороны РФ, вспомнил известный анекдот и задумался: "а бывает ли жизнь без отката?" Понятно, что в государственной конторе или просто большой организации без этого никак (даже если принимающий решение о закупке на запросит сам, то контрагенты почти наверняка предложат, как элемент в конкурентной борьбе).

Но может в малом бизнесе хотя бы без этого можно обойтись? Уточню, что под "откатом" подразумеваются действия продавца, призванные заинтересовать принимающего решение о покупке, в виде возврата части уплаченных за покупку денег в явном или опосредованном виде принимающему решение.

И понял, что ничего с этим явлением нельзя сделать, поскольку даже на уровне лично меня оно существует! Те же баллы в "моей" сети заправок, начисляемые за каждую потраченую у них гривню -- что это, как не оно самое? Не говоря уже о классике "кажому, купившему роллс-ройс в подарок бейсболка".

Вот при СССР такого вроде не было -- потому что не было такой продажеориентированности всего и вся. А теперь -- ну что ж делать, прийдётся с этим жить.

Date: 2012-11-07 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kondalex.livejournal.com
Баллы - это не Shell случаем? ;-)

Date: 2012-11-07 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Нет, в моём случае локальная сеть ОККО -- но, похоже, это у очень многих так. Кроме заправок вспомнил ещё Спортмастер, там тоже в период акций баллы начисляют (вот не скидки, а именно "возврат" денег).

Date: 2012-11-07 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kondalex.livejournal.com
Так это же просто программы лояльности клиента. Я не склонен считать это подвидом отката. Например, у меня в одной сети накопилось много-много баллов - я их потратил при покупке ноута и получилось, что ноут мне вышел дешевле, чем где-либо еще. То есть, фактически тратив достаточное количество денег год или около того, я получил существенную скидку. При этом я не мог где-то еще купить этот ноут за эти деньги (с учетом скидки), но мог купить за примерно такую цену. Очевидно, что я купил у них. :-)
откат же это несколько другое. Откат, это когда ты распоряжаешься НЕ своими средствами, а превращаешь их в СВОИ.

Date: 2012-11-07 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Хм, ну да, если внести в определение отката, что принимающий решение распоряжается не своими деньгами, тогда да, вариант с собой не проходит.

Но с точки зрения продавца же пофиг, чьи средства -- у него есть возможность дополнительно заинтересовать, и он ею пользуется.

Date: 2012-11-07 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kondalex.livejournal.com
Ну а тогда откат не откат, а привлечение покупателя тем или иным способом. :-)
С точки зрения продавца вообще откат как-то не очень возможен. Только покупатель.

Date: 2012-11-07 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] eastcoastsucks.livejournal.com
Именно что придётся. Наверное отчасти это результат эффективности производства. Т.е. колличество "игроков" в производственной цепи уменшается. И люди выстраиваются в цепь распределения. При этом надо убедить в своей нужности как того кто впереди тебя так и после. "Убеждают" как правило оборотом, "разветвлённой" сетью клиентов и т.п. Конечный потребитель при этом видит этот зопарк: points/баллы, распродажи, preferred customers, потребительские клубы, каталоги, дисконтные карты, планы и т.д. и т.п. ad nauseum.

Один мой друг любовно зовёт всё это bullshit capitalism.

Date: 2012-11-08 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Кстати да, это ты хорошо заметил про удлинение цепи распределения. Раньше из Китая в Париж шёлк везли с одним посредником (что при тогдашних масштабах не-глобализации было... ну как сейчас с Юпитера, наверно) -- а теперь (у нас) даже в одном городе умудряются два-три лишних звена всунуть.
(deleted comment)

Date: 2012-11-08 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Да, мы уже выяснили ключевое упущение в моей дефиниции отката -- я не учёл, что обязательно тратятся деньги чужие, а блага получает лично тот, кто принял решение потратить (ну, возможно с "делиться надо" внутри конторы, но это уже местная специфика).

Привлекать дело правильное -- если делать это качеством товара, обслуживания, гарантии, ценой в конце концов. А когда есть фирма Х, у которой всё по вышеперечисленным пунктам на 5+, и фирма У, у которой ничего этого нет, но зато "платите 100 -- 30 возвращаем лично вам в конверте" -- "честной конкуренции" приходят кранты. И это уже очень плохо.

Date: 2012-11-07 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] duke-igthorn.livejournal.com
Ты путаешь разные вещи.
В случае заправки ТЫ тратишь деньги, покупая у продавца, и он часть возвращает ТЕБЕ за то, что ты им воспользовался.
В случае отката ГОСУДАРСТВО тратит деньги, покупая у продавца, и он часть возвращает ЧИНОВНИКУ. Т.е. в результате госденьги уходят чиновнику в карман. Это - разница существенная. Поэтому "баллы" легальны, а откат - нет.

Date: 2012-11-08 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Всё так, но с точки зрения продавца разницы нет никакой кто и чьи деньги тратит -- есть товар, который можно продать за 100 денег, его продают за 102, и "лишние" 2 деньги потом возращают заплатившему так или иначе (желательно чтоб он их только у этого продавца и миог потратить). И я не спорю, что баллы легальны, а откат нет -- просто вот подумалось, что это похожие явления по механизму своему.

Кстати, в частных фирмах кроме отката купившему ещё часто есть бонусы продавшему -- на выходе имеем, что товар в 100 денег стоимостью продаётся за 150 (30 на откат, 20 на бонусы). А за всё, в конце-то концов, нам платить...

Date: 2012-11-08 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] duke-igthorn.livejournal.com
Ну да, продавцу пофиг. Но система откатов - это именно про поведение покупателя. Про его коррупционность, легальную или нелегальную (вот именно этот случай - откат как таковой).

Насчет рассуждений про 100,20,30 - ты неправильно рассуждаешь. Что такое СТОИМОСТЬ в твоих рассуждениях? Себестоимость, во сколько оно обходится фирме?

Date: 2012-11-08 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] porokh.livejournal.com
Я считаю, что продавец тоже не весь в белом, хотя понятно, что если покупатель скажет "вы о чём вообще говорите?", то и продацы станут пушистыми.

Стоимость в моих рассуждениях это то, за сколько можно было бы продать товар "по честному" (себестоимость или закупочная цена + handle & shipping + interest).

Date: 2012-11-08 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] duke-igthorn.livejournal.com
Конечно, продавец не в белом. но в сущности, ему пофиг, кому возвращать часть цены... Лишь бы продажа состоялась.

Ты ж понимаешь... "по честному" это очень сферически в вакууме. Потому что все реально пляшет вокруг этого самого интереса, который ОЧЕНЬ динамический.

January 2022

S M T W T F S
      1
2345678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 14th, 2026 01:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios